Алгоритм Безапосности: издание для профессионалов
Санкт-Петербург:
тел.: +7 911 137-88-32 magazine@algoritm.org
Москва:
тел.: +7 499 641-05-26moscow@algoritm.org

Главная
Новости
О журнале
Архив
Свежий номер
Реклама
Подписка
Контакты
Сотрудничество
 

Если вы хотите стать распространителем нашего журнала

 
 
 
 
 

"Алгоритм Безопасности" № 1, 2020 год.

Содержание

Третий рубеж охраны музейных экспонатов. Проблемы, решения, перспективы
Прошутинский Д. А., Пермяков М. П., Кротов А. Ю.


Третий рубеж охраны музейных экспонатов. Проблемы, решения, перспективы

Прошутинский Дмитрий Андреевич, научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии
Пермяков Михаил Павлович, научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии
Кротов Александр Юрьевич, младший научный сотрудник ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии

Проблема эффективности обеспечения противокриминальной защиты музейных экспонатов, особенно картин, антиквариата и других ценных предметов, выставляемых для открытого просмотра в музеях и выставочных залах, активно обсуждается как в экспертном сообществе, так и на самом высоком правительственном уровне. Причиной такой активизации стала скандальная кража картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи в прошлом году. Как избежать подобных инцидентов в будущем? Есть ли сегодня технически средства, с помощью которых можно было бы надежно защитить картины и другие музейные ценности от преступных посягательств, особенно в условиях сводного доступа посетителей? В каком направлении идет развитие таких систем? На эти и другие вопросы отвечают авторы этой статьи.

Дерзкая кража картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи в прошлом году вызвала широкий общественный резонанс. И это не случайно. По данным Департамента музеев Минкультуры России оценочная стоимость картины составляет порядка 12 млн рублей. Похищена картина была буквально на глазах у посетителей, как в известной комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». К счастью картину нашли, преступника задержали, но стало понятно – надо срочно что-то делать с безопасностью объектов культуры. Тем более, что громкие кражи ценных полотен (стоимостью многие миллионы рублей) из российских музеев и картинных галерей совершались и ранее. Так, например, в 2015 году в Калужской области из Тарусской картинной галереи были похищены картины Ивана Айвазовского, Василия Поленова и неизвестного художника, общей стоимостью 7,5 млн рублей. А годом ранее из Плёсского государственного историко-архитектурного художественного музея-заповедника были украдены пять картин Исаака Левитана общей стоимостью порядка 77 млн рублей. И так каждый год, кто-то кое-где у нас порой, да что-то похищает из музея. Причем не всегда правоохранительным органам удается найти преступников и вернуть похищенные ценности.

А ведь речь идет не просто о каких-то дорогостоящих предметах, а об историческом и культурном наследии страны. Так что вопрос стоит не просто об имущественной безопасности, а об ответственности перед сегодняшними и будущими поколениями.

Надо сказать, что поиск эффективных технических решений по обеспечению защиты музейных ценностей от криминальных посягательств в профессиональных кругах ведется с давних пор и имеет перспективу долгосрочного сотрудничества. Ведь с одной стороны в этом противостоянии – злоумышленники, которые ищут слабые места в системе безопасности и совершенствуют свое криминальное мастерство, с другой – разработчики и производители средств обнаружения, перед которыми стоит задача создать такие извещатели, которые могли бы распознать действия самого хитроумного нарушителя, причем желательно на ранней стадии, и мгновенно подать сигнал тревоги с указанием необходимой информации для службы реагирования. При этом создание средств обнаружения, предназначенных для применения на объектах, относящихся к памятникам истории и культуры, сопряжено с целым рядом дополнительных трудностей.

Это связано с тем, что многие музеи, картинные галереи, соборы, храмы и другие объекты исторического и культурного наследия расположены в зданиях, которые сами по себе относятся к памятникам истории и культуры. Нанесение какого-либо ущерба этим зданиям законодательно недопустимо. По этой причине любые электромонтажные работы, которые проводятся в таких исторических зданиях, будь то прокладка кабельных линий связи или установка (монтаж на стене, потолке, других строительных конструкциях) какого-либо охранного оборудования, – это довольно сложный и затратный с точки зрения организации работ процесс, вплоть до необходимости выполнения реставрационных работ после монтажа системы охраны.

Для того, чтобы определить наиболее правильные и эффективные способы решения этой проблемы необходимо обратиться прежде всего к нормативным документам. Основным нормативным документом по данному вопросу являются «Типовые требования по инженерно-технической укрепленности и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях – памятниках истории и культуры», утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации № 664 от 8 ноября 2000 года. 

Согласно этим требованиям в интерьерах таких зданий допускается размещение малогабаритных охранных извещателей, при условии, что их установка не искажает здания или помещения и не вызывает порчи отделки интерьеров и конструктивных элементов. При этом экспозиционные залы должны быть оборудованы тремя рубежами охранной сигнализации с блокировкой отдельных экспонатов, витрин и отдельных зон. Что касается средств тревожной сигнализации, то предпочтительным является использование носимых устройств, работающих по радиоканалу.

В настоящее время на рынке технических средств безопасности представлены различные системы охранной сигнализации (интегрированные системы безопасности), которые позиционируются как системы охраны музеев, а также «самостоятельные» охранные извещатели с универсальным интерфейсом, которые могут решить отдельную задачу, в зависимости от принципа действия и функциональных возможностей. Для того, чтобы ответить на вопрос, в полной ли мере они отвечают нормативным требованиям Минкультуры России и учитывают особенности организации охраны музейных ценностей в исторических зданиях, необходимо сформировать критерии оценки.

Если говорить в целом о системе охраны музея, картинной галереи, иного объекта исторического и культурного наследия, то такая система должна включать в себя определенный набор средств обнаружения (охранных извещателей различных принципов действия), обеспечивающих формирование всех необходимых рубежей охраны. Первым рубежом, как правило, блокируют окна, двери, строительные и защитные конструкции зданий и помещений, вторым – внутреннее пространство музейных или выставочных залов (галерей), запасников, хранилищ, служебных помещений, а также все возможные пути передвижения, третьим – сами музейные (выставочные) экспонаты (картины, предметы старины, скульптуры, другие произведения искусства), а также установленные внутри помещений остекленные витрины с экспонатами и т.п.

Для музеев, картинных галерей и других объектов, расположенных в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, весьма предпочтительным является наличие у вышеупомянутых средств обнаружения возможности передачи информации по беспроводному каналу связи, для того, чтобы исключить возможность порчи интерьеров и нанесения ущерба историческому зданию при прокладке кабельных линий. 

Причем диапазон рабочих частот беспроводного канала связи охранной системы не должен пересекаться с рабочими частотами других радиоизлучающих устройств, которые могут работать в музее (Wi-Fi роутеры, сотовые телефоны).

При этом важно отметить, что применение беспроводных систем охранной сигнализации позволяет решить две важные организационно-технические задачи, с которыми зачастую приходиться сталкиваться создателям выставочных экспозиций, – это ограничение времени на подготовку помещения к новой выставочной экспозиции и обеспечение полной пространственно-художественной свободы в размещении экспонатов.

Кроме того, как показывает опыт развития систем безопасности, целесообразно, чтобы система охранной сигнализации обеспечивала возможность интеграции и имела единый пользовательский интерфейс с системой пожарной сигнализации объекта, видеонаблюдения, контроля и управления доступом, потому что это уменьшит время обучения сотрудников, отвечающих за безопасность, сделает эксплуатацию системы проще. А еще такой подход в долгосрочном плане снижает затраты на техническое обслуживание, то есть система становится дешевле в эксплуатации.

И наконец, система охраны должна иметь возможность своевременно оповещать сотрудников службы безопасности о тревоге. При этом желательно, чтобы такое оповещение осуществлялось не только с помощью традиционных средств, таких как свето-звуковые охранно-пожарные оповещатели и сообщения на мониторе пульта охраны, но и с помощью новых способов, таких как персональные устройства оповещения. 

При этом целесообразно, чтобы на дисплей таких персональных устройств оповещения, находящихся у сотрудников службы безопасности и смотрителей музеев, приходили легко различимые сигналы и информационные сообщения, в которых содержится полное описание тревожного события: какой экспонат и в каком зале потревожен. Применение таких персональных устройств значительно ускоряет реакцию персонала музея на тревогу, а за счет получения быстрой и точной информации о месте тревожного события позволяет избежать многих неприятных ситуаций.

Возвращаясь к снижению стоимости эксплуатации системы охранной сигнализации для музейных (выставочных) экспонатов, целесообразно также сформулировать и требования к определяющим ее параметрам. 

Так, например, электропитание беспроводных средств обнаружения и персонального оповещения должно осуществляться от высокоэффективных автономных элементов, обеспечивающих функционирование охранных устройств (до замены элемента питания) не менее 5, а лучше 10 лет. Это позволило бы вообще не менять элементы питания в течение всего срока службы устройств, или делать это очень редко.

Поскольку мы ведем речь о системе охраны, в которой обмен информации между составными частями осуществляется по беспроводной технологии, то вполне логичным становится требование разумного увеличения дальности действия радиоканала, что позволяет уменьшить количество ретрансляторов, а значит и на этапе монтажа можно сэкономить, и обслуживать систему впоследствии станет проще. И конечно, при создании действительно современной и удобной для всех системы охраны музея не обойтись без облачных сервисов для удаленного технического обслуживания.

В итоге система охраны музеев должна отвечать следующим основным критериям:

  • иметь широкий спектр различных охранных устройств, в том числе полноценный набор охранных извещателей различных принципов действия, обеспечивающих создание всех необходимых (трех или более) рубежей охранной сигнализации;
  • осуществлять обмен информацией между составными частями системы по беспроводному помехоустойчивому каналу связи;
  • иметь возможность работы в едином интерфейсе с другими системами безопасности музея (пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом и другими);
  • обеспечивать возможность персонального оповещения сотрудников службы охраны, смотрителей и других ответственных лиц музея о тревожных событиях с указанием конкретного места (номера зала, картины, скульптуры, витрины с экспонатами и т.п.);
  • обеспечивать удобство технического обслуживания, долгий срок работы от автономных элементов электропитания, большую дальность радиосвязи, наличие облачных сервисов.

Итак, мы выяснили, что при создании полноценной системы охраны музея или картинной галереи без третьего рубежа охраны (защиты экспонатов) не обойтись. Все-таки музей – это не просто хранилище ценностей. Особенность его в том, что необходимо обеспечить не просто сохранность экспонатов, но и дать возможность посетителям музея их увидеть и даже близко рассмотреть. Причем во время работы музея третий рубеж охраны становится первым по важности и подчас единственным. Даже если в музее есть система видеонаблюдения, то она может оказаться полезной лишь тогда, когда обнаружится, что какой-нибудь экспонат пропал, и сотрудникам следственных органов придется изучать видеозаписи, как собственно и было в ситуации с кражей картины «Ай Петри. Крым». 

К сожалению, до сих пор многие музеи не оборудованы тремя рубежами охраны. Причем речь идет не только о временных экспозициях, но и о постоянных. Причины такого отставания, видимо кроются не только в технических проблемах, но и в ограниченных финансовых возможностях музеев, а возможно и в человеческом факторе. Принцип – если застраховано, то можно особо и не охранять, приводит подчас к безвозвратной утрате бесценных реликвий и произведений искусства, отнюдь не способствуя защите исторического и культурного наследия от преступных посягательств, а скорее наоборот.

Для цивилизованного выхода из этой ситуации необходимо решение, которое было бы простым в применении, надежным в функционировании, эффективным по технико-экономическим показателям, а также безопасным (способным защитить и не навредить).

Существуют различные способы организации третьего рубежа охраны в музеях. В одних случаях используются специальные ультразвуковые извещатели, предназначенные для охраны экспонатов в закрытых витринах, в других – емкостные, оптико-электронные (пассивные и активные) извещатели, имеющие зону обнаружения типа ИК-штора, защищающую картины и другие закрепленные на стене экспонаты от опасного приближения к ним или прикосновения, в третьих – комбинированные извещателя (инфракрасный с радиоволновым), формирующие зону обнаружения в виде виртуального купола, накрывающего отдельно установленную скульптуру или размещенную на выносной стойке картину, а также инерционные извещатели, обнаруживающие попытку несанкционированного перемещения экспонатов.

Каждый из этих разновидностей средств обнаружения по своему интересен и полезен, имеет свои технические особенности, функциональные возможности, достоинства, недостатки, область применения. В виду ограниченности допустимого объема публикации кратко рассмотрим только самые новые из них, всего несколько лет назад появившиеся на рынке систем безопасности, инерционные извещатели, которые по нашему мнению могли бы найти эффективное применение для защиты картин и других музейных экспонатов от криминальных посягательств.

Современные инерционные извещатели сконструированы, как правило, на основе трехосевых акселерометров и реагируют на удар или попытку несанкционированного перемещения охраняемого предмета, к которому они физически прикреплены. На российском рынке представлены несколько типов таких извещателей. Они, как правило, выполнены в небольшом пластиковом корпусе (не больше коробка спичек), имеют автономное электропитание от встроенного гальванического элемента и беспроводной интерфейс для связи с приемно-контрольным оборудованием той охранной системы, в составе которой они функционируют.

Информация о текущем состоянии и тревогах передается по радиоканалу в диапазонах частот 433 или 868 МГц. Другие радиоизлучающие устройства, такие как сотовые телефоны, Wi-Fi роутеры и маршрутизаторы, которые могут находиться в тех же помещениях охраняемого объекта, не создают помех для нормального функционирования извещателей в составе беспроводных объектовых систем охранной сигнализации, так как работают на других частотах.

Стоит отметить, что в современных беспроводных объектовых системах охранной сигнализации используются различные принципы организации радиосети, в том числе и такие, как, «глобальный» роуминг или «mesh-сеть», в которой извещатели сами определяют путь доставки сообщений и подключаются к тому ретранслятору, связь с которым наилучшая. Если же что-то с этим ретранслятором произойдет, например, он выключится из-за отключения электропитания, то извещатель автоматически переключится на другой ретранслятор, который видит в эфире. Кстати, в этой же сети могут работать и другие устройства, причем не только охранные, но и пожарные. То есть система позволяет собрать все в единый комплекс, удобный для специалистов службы безопасности. 

В упрощенной интерпретации любая система безопасности объекта зиждется на трех «китах» – техническая укрепленность, охранно-пожарная сигнализация, служба реагирования. В критериях качества – это надежность, достоверность и оперативность.

Как мы уже отмечали, в случае организации охраны экспонируемых предметов в период работы музея (выставки, галереи) и в условиях свободного доступа посетителей к охраняемым ценностям, вплоть до возможности непосредственного прикосновения к ним, вся нагрузка ложится на третий рубеж охранной сигнализации и службу реагирования, которые взаимодействуя должны отвечать всем трем критериям качества.

Причем на первый план здесь выходит оперативность реагирования на тревогу. Как показывает анализ работы систем безопасности в музеях, просто звук сирены не позволяет организовать быстрое и адекватное реагирование, потому что нужно будет потратить время на поиск места совершения правонарушения (по мониторам системы видеонаблюдения, планам музея и т.п.), а это потерянные драгоценные секунды и даже минуты. Конечно, в современных интегрированных системах безопасности, как правило, есть программное обеспечение, которое поддерживает представление информации на графических планах, но оно располагается далеко от экспоната. Ближе всего к экспонату – смотрители, и было бы правильно оповещать о срабатывании охранных извещателей не только сотрудников службы безопасности (дежурного на пульте охраны), но и их тоже. Это можно сделать с помощью устройств персонального оповещения, о которых мы говорили выше, при условии отображениях на их дисплеях информация о том, какой экспонат и в каком зале под угрозой. Безусловно, такой способ реагирования позволит выиграть много времени и быстро принять адекватные меры. Кроме того, подобное персональное устройство выполняет еще и роль переносной тревожной кнопки, то есть если смотритель увидит угрозу музейным экспонатам, с которой он самостоятельно не справится, или нарушение общественного порядка, или на смотрителя будет совершена попытка нападения, то он сможет мгновенно и бесшумно вызвать подмогу.

Подводя итог этого разговора, хотелось быть отметить, что исходя из сложившейся ситуации, наибольшего внимания специалистов в области безопасности требует вопрос организации в музеях и выставочных галереях третьего рубежа охраны, который в настоящее время во многих учреждениях отсутствует, причем не только во временных, но и в постоянных экспозициях. При этом, как показал анализ имеющихся на рынке технических решений, современный уровень развития охранной техники и информационных технологий, позволяет уже сегодня достаточно просто, быстро и относительно недорого организовать третий рубеж охраны с помощью современных беспроводных средств обнаружения, которые могут быть дополнены такими же беспроводными средствами персонального информативного оповещения, что в совокупности позволит максимально быстро и адекватно отреагировать на тревожные события на третьем рубеже охраны, который в период работы музея становится функционально первым и единственным.

В заключение хотелось бы отметить, что с помощью описанных выше беспроводных средств обнаружения можно решить многие задачи третьего рубежа охраны музейных экспонатов, но не все. Поэтому специалисты ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии совместно с ведущими предприятиями промышленности продолжают работы по развитию и совершенствованию комплекса средств обнаружения для создания третьего рубежа охраны в музеях, картинных галереях и на других объектах исторического и культурного наследия. В частности, ведутся работы по обеспечению комплексной защиты музейных и выставочных витрин от различных криминальных посягательств, а также произведений живописи размещенных при помощи специальных подвесных систем.

Литература

1. Климов А.В., Рябцев Н.А., Федин А.Н., Климова С.В., Точилова О.Г. современные аспекты организации охраны объектов и имущества различных категорий // Технологии техносферной безопасности. 2017. № 2 (72). С. 336-343.
2. Климов А.В., Рябцев Н.А., Козлов В.А. определяющие факторы и пути развития средств обнаружения несанкционированного проникновения на охраняемые объекты // Технологии техносферной безопасности. 2016. № 5 (69). С. 271-277.
3. Членов А.Н., Климов А.В., Рябцев Н.А. пути повышения функциональной надёжности технических средств тревожной сигнализации для объектов высокой категории значимости // Ежегодная международная научно-техническая конференция Системы безопасности. 2017. № 26. С. 311-314.
 

 

Rambler's Top100 Интернет портал. Каталог фирм. бжд. Охрана. Обеспечение безопасности. Безопасность предприятия. Оборудование. Видеонаблюдение.